Общее устройство электрогенераторов
Общее устройство электрогенераторов
Каждый генератор (бензиновый, дизельный или газовый) состоит из двух основных частей: двигателя и альтернатора (собственно генератора), соединенных между собой. От них зависят возможности генераторной установки.
Двигатель генератора
- Двухтактный двигатель. Имеет несложную конструкцию, отличается компактными размерами и небольшим весом. Топливная смесь подается через боковую трубку, перемещается в верхнюю точку, после чего происходит выпуск отработанных газов. Для выполнения этого процесса коленчатый вал совершает всего один оборот.
- Четырехтактный двигатель. Топливо поступает через верхний клапан. Для выполнения всех рабочих процессов валу двигателя необходимо совершать четыре движения (такта). Это обеспечивает более интенсивное сжатие топлива и позволяет достичь его экономичного расходования.
Альтернатор генератора
Синхронный щеточный
Конструктивно такой альтернатор выполнен в виде двух (для однофазного напряжения) или трех (для трехфазного напряжения) полюсов. На статорной части закреплены изолированные обмотки из медного провода. Якорь (или ротор) так же имеет аналогичное покрытие, которое связано с коллектором. Коллектор, в свою очередь, состоит из круглых медных колец, закрепленных на валу ротора. Напряжение снимается за счет создаваемой ротором электродвижущей силы. Для регулировки напряжения предусмотрен специальный механизм – AVR.
Синхронный бесщеточный
Как следует из названия, в конструкции генератора нет щеток. Наводимый переменный ток преобразуется в постоянный на самом роторе, поэтому коллекторно-щеточный механизм не нужен. Такие генераторы имеют высокую степень защиты (IP5).
Асинхронный
Так же как и бесщеточный, генератор не имеет коллекторно-щеточного узла, поэтому так же обладает высокой степенью защиты от пыли и влаги. На роторе такого генератора нет обмоток, он цельнометаллический и короткозамкнутый. Статор оснащен вспомогательной обмоткой, которая индуцирует на роторе магнитное поле. Оно остается неизменным и не поддается регулировке. Поэтому напряжение и частота зависят от скорости вращения вала.
Инверторный
Агрегаты такого типа имеют очень низкий вес. Это достигается за счет их особой конструкции. Вместо тяжелого маховика двигателя (он необходим для равномерной и непрерывной работы коленчатого вала) используется вращающийся ротор с магнитами. Он располагается поверх статора с обмотками. Ротор, вращаясь вокруг статора, создает трехфазный переменный ток, который поступает на выпрямитель блока инвертора. Здесь он преобразуется в высокостабильное однофазное напряжение (выдает ровно 220 В) и частоту (50 Гц).
За счет все той же инверторной технологии частота и напряжение не зависят от скорости вращения двигателя. Он может работать в режиме пониженной мощности.
Трехфазные и однофазные генераторы
- Однофазные генераторы. Оборудуются классическими и/или усиленными розетками, выполненными в синем или черном цветах. Для получения однофазного напряжения (220 В) используются две обмотки, соединенные последовательно или параллельно (для получения 110В).
- Трехфазные генераторы. Оборудуются красной розеткой. Для получения трехфазного напряжения используются три обмотки, расположенные под углом 120. За счет этого с одной розетки можно снять всю мощность генератора.
УЗО
Устройство защитного отключения (УЗО) – механизм автоматического отключения генератора при соприкосновении с телом человека. Защищает людей от поражения электрическим током (при неисправности оборудования) и генератор от короткого замыкания.