Обзор зарядных и пуско-зарядных устройств

Зима снова с нами — а вместе с ней гололедица, снегопады и морозы. Для автовладельцев это означает одно: нужно быть готовым к нештатным ситуациям. Пересмотрите свой аварийный комплект. Фонарик и лопата есть, а как насчет пуско-зарядного устройства? Можно, конечно, вытанцовывать вокруг машины на морозе, пытаясь прикурить двигатель. Но есть более цивилизованные способы восстановить работоспособность аккумулятора и завести автомобиль. А именно — зарядные и пуско-зарядные устройства.

пуско-зарядное устройство

На зарядку становись

Аккумулятор разрядился, но вы обнаружили это своевременно, а не в последнюю минуту перед выездом. Тогда можно спокойно поставить батарею на зарядку.

Выбирать зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов (ЗУ) нужно по напряжению и емкости. Прибор с выходным напряжением 6 В — для мотоциклов, 12 В — для легковых автомобилей или микроавтобусов, 24 В — для спецтехники и грузовиков. Узнать емкость АКБ можно на корпусе самой батареи или из техпаспорта изделия. Минимальное значение — порядка 40 Ач. Лучше, если у приобретенного вами зарядного устройства будет небольшой запас по емкости. Наконец, третий параметр — сила зарядного тока. Ее величина должна составлять приблизительно 10-12% от емкости аккумулятора. У некоторых моделей возможен ускоренный режим заряда (Boost) при большей силе тока. Часто применять его не стоит, поскольку батарея быстрее придет в негодность.

Из необязательных, но удобных функций — автоматическое управление. Такое интеллектуальное устройство избавит автовладельца от необходимости следить за процессом, обеспечит бережный и полный заряд (пример модели — Quattro Elementi i-CHARGE 7).

Раз-два-три — пуск!

Ситуация в корне меняется, если на зарядку батареи нет времени. Тогда вас выручит пусковое устройство. По сути, это компактный необслуживаемый аккумулятор в герметичном корпусе. Незаменимая вещь, когда рядом нет сетевой розетки или автомобилиста, готового помочь с прикуриванием. После запуска двигателя аккумулятор будет заряжаться уже на ходу от штатного генератора.

Выбирать пусковое устройство следует по 2 параметрам:

  • выходному напряжению (6, 12 или 24 В);
  • пусковому току.

О напряжении говорилось выше. Остановимся на пусковом токе. Чем выше сила пускового тока, тем больше шансов, что вы сможете запустить сильно подсевший АКБ. Поэтому всегда лучше иметь запас по мощности. Примерное соответствие силы пускового тока и емкости батарей приведено в таблице ниже:

Емкость аккумулятора
(легковые и грузовые автомобили, автобусы и др.)
Пусковой ток
40-60 Ач 180 А
100 Ач 300 А
250 Ач От 600 А

Обратите внимание, что в спецификациях производитель часто указывает два значения пускового тока: номинальное и пиковое. Сравнивая модели, берите в расчет именно первое значение.

пуско-зарядное устройство

Пуско-зарядные устройства — 2 в 1

Как следует из названия, эти приборы совмещают функции запуска и заряда. Работают они от сети, поэтому подходят для использования рядом с домом, гаражом, в автосервисе. При выборе ПЗУ опирайтесь на уже понятные критерии:

  • выходное напряжение;
  • емкость аккумулятора;
  • пусковой ток.

Если мощности ПЗУ не хватает для запуска, поставьте аккумулятор на быструю зарядку (Boost) в течение 10-15 минут. Это восполнит недостающую силу тока и позволит запустить двигатель. Имейте в виду, что более мощные пуско-зарядные устройства зачастую громоздки в исполнении — а значит, пригодны только для стационарного использования на охраняемой стоянке, в мастерской или на СТО.

К признакам качественного ПЗУ можно отнести наличие защитных функций — защиту от перегрузок, короткого замыкания, ошибочного подключения полярности. Плюсом будет и автоматическая регулировка зарядного тока.


53267603